суббота

Берите на заметку 5 правил эффективной доставки:


1. Обучайте сотрудников под себя

Не рассчитывайте на то, что курьером может стать каждый, у кого есть свободное время. Выбирайте сотрудников, готовых соблюдать ценности вашей компании, и старайтесь в деталях обучить их уровню сервиса, к которому привыкли ваши клиенты. В сети цветочных салонов «Флорист.ру» от курьера требуют не только доставить букет, но и преподнести его в соответствии с пожеланиями клиента. В компании утверждают, что вместе с цветами дарят положительные эмоции, поэтому важна общительность и раскованность курьера. Он должен уметь расположить к себе получателя, быть готовым зачитать поздравления от клиента или переодеться в Деда Мороза. Все курьеры учатся, как вручать цветы и разрешать нестандартные ситуации, получают специальные скрипты разговоров.

Нельзя провести инструктаж один раз и отправить курьеров в самостоятельное плавание. В сервисе Bringo каждого нового «брингера» обучают правилам работы с приложением и общению с клиентами. Они узнают, как реагировать в нестандартных ситуациях и когда стоит перевести разговор на операторов. Шаблон проведения инструктажа разрабатывали вместе с психологами и специалистами по логистике. Но одного обучения для грамотной работы недостаточно. Когда курьер начинает выезжать на заказы, в непредвиденных обстоятельствах он может связаться с отделом поддержки брингеров: двух-трёх человек вполне хватает для сопровождения примерно 2000 доставок ежедневно. Инструктаж не только служит системой фильтрации, но и повышает уровень доверия к Bringo: кандидаты знакомятся с командой, видят, как устроена работа платформы.

2. Мотивируйте курьеров работать лучше

Из-за отсутствия перспектив карьерного роста у курьеров пропадает интерес к работе. Они не справляются с потоком заказов, и клиенты остаются недовольны качеством обслуживания. Стоит показать курьерам, что они, как и другие сотрудники, могут получить повышение или денежное вознаграждение. Также можно ввести элементы геймификации.

«Мы сделали градацию курьеров, разделили их на отряды», ─ рассказывает Антон Бутербродов, бывший операционный директор сети лапшичных «Воккер». Около 15 лучших курьеров, «кормильцы», работали только в центре, что позволяло им принимать много заказов и зарабатывать больше остальных. Если кто-то из них нарушал дисциплину, то оказывался во втором отряде курьеров, который доставлял заказы в дальние места. Также курьеры получали знаки отличия: за быструю доставку и благодарность от клиента они могли заработать «молнии». Чем больше молний, тем выше шанс попасть в центральный отряд. Отдельно работали курьеры, которые за фиксированную оплату доставляли заказы в область. Чтобы курьеры после доставки не возвращались с пустыми руками, сотрудники из «второй волны» набирали до десяти заказов каждый и на узловых станциях метро передавали их первым курьерам. С помощью системы ранжирования компании удалось стабилизировать текучку кадров: курьеры не уходили с работы, так как видели перспективы зарабатывать больше.

Курьеров можно разделить не только по географии заказов, но и по сегментам заказчиков или другим важным для вас параметрам. В своей новой службе доставки Smart Express (входит в группу сервисов для ресторанного бизнеса Smart Tomato) Бутербродов выстраивает градацию заказчиков — от масс-маркета до премиум-сегмента. Вначале новый курьер доставляет фастфуд, а со временем при успешной работе начинает получать более выгодные заказы.

3. Не бойтесь аутсорсинга

Несмотря на то что крупные компании могут создать свою службу доставки, они всё чаще обращаются к аутсорсингу. «Собственный курьерский персонал обеспечивает крайне незначительную долю доставок и в основном используется для обкаток новых идей и технологий», — уверен Андрей Шеломцев, директор отдела транспортной логистики компании «[Эльдорадо](http://www.eldorado.ru/». По его словам, аутсорсинг позволяет быстро развернуть доставку или увеличить её объёмы в новых местах с учётом особенностей города или области. Для логистических компаний-партнёров «Эльдорадо» задаёт свои стандарты курьерской доставки и контролирует их выполнение.

Аутсорсинг выгодно использовать тогда, когда количество заказов непредсказуемо или слишком велико. Также это хорошее решение для компаний, которые работают в нескольких регионах. Антон Крюков, заместитель операционного директора KupiVip Group, рассказывает, что в Москве интернет-магазин совмещает своих и сторонних курьеров: штат своих водителей из 120 человек работает по графику в две смены, а все остальные — наёмные представители на собственных автомобилях. Они выходят в зависимости от количества заказов, причём число привлечённых сотрудников может составлять до 70% от общего числа курьеров. В пиковые периоды на заказы отправляются до 400 человек. Собственная служба доставки есть у компании только в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и городских областях, а в других регионах KupiVip Group сотрудничает с локальными службами.

Для малого и среднего бизнеса создание своей курьерской службы будет накладно: рентабельной она сможет стать только при наличии большого числа заказов. При этом, по оценкам сервиса Bringo, построение собственной службы доставки для компании с несколькими десятками заказов в день обойдётся примерно в 1 млн рублей. Это траты на исполнителей, пункты выдачи заказов, офис и страховой взнос. Если оборот предприятия невелик, с собственной службой доставки ему не избежать проблем с часами простоя и пиковыми нагрузками. Поэтому на старте лучше обратиться в логистические компании, которые по запросу предоставляют нужное число курьеров — они откликаются на заказы, как таксисты.

4. Общайтесь с клиентами и соблюдайте договорённости

Клиенты — те люди, которые больше всего общаются с вашими курьерами, и только они помогут выявить проблемы и улучшить сервис. Ольга Зиновьева, создатель конструктора питания Elementaree, для оценки качества доставки следит за показателями опозданий по всей базе заказов, а также проводит выборочный телефонный опрос клиентов.

Как признаётся Ирина Егельская, директор по связям с общественностью Delivery Club, главная проблема логистических служб скрывается в неверно выстроенной механике принятия и доставки заказа. Оформляя доставку на еду, покупатель ждёт готовые блюда в ближайшее время. Клиент не учитывает загруженность кухни ресторана, количество свободных курьеров, ситуацию на дорогах. Для него важно лишь то, чтобы заказ прибыл горячим и свежим. Поэтому имеет смысл сразу заявить клиенту, сколько ему придётся ждать, и придерживаться этого обещания. Сегодня Delivery Club запустил собственную службу доставки в Москве и жёстко ограничил время доставки ─ не больше 45 минут с момента поступления заказа в систему. Из них 3–5 минут будет уходить на обработку и подтверждение заказа, 20 минут — на приготовление рестораном и 25 минут — на доставку до места назначения (заказы будут развозить в пределах Третьего транспортного кольца).

Курьеров также стоит приучить к общению с клиентами, чтобы избежать их недовольства. Например, если возник риск опоздания, в течение 15 минут надо связаться с клиентом и узнать, готов ли он подождать. Так клиент не будет теряться в догадках, где его заказ.

5. Учитывайте территориальный фактор

Чтобы доставка занимала меньше времени, курьеры должны получать близкие по расположению заказы. Из-за загруженности на дорогах для доставки негабаритных товаров эффективнее использовать пеших курьеров. Исключение составляет доставка в ночное время и за пределы города.

Если скорость доставки особенно важна (например, при доставке еды), компании лучше ограничить зону покрытия — в зависимости от того, сколько точек у неё имеется. В пределах одного участка курьеры смогут выполнить максимальное количество заказов. Если же они будут рассредоточены по всему городу, то заказы в отдалённых районах значительно снизят оборачиваемость курьера. Сейчас многие продовольственные компании сосредоточились на районах, где располагаются их рестораны или точки выдачи товара. Wokker и Papa John's не доставляют заказы в некоторые районы Москвы, а пиццерия «Панчетта» осуществляет доставку в пределах пяти станций метро.

Источник: secretmag.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий