вторник

Как создать успешный бизнес: пошаговая инструкция

1. Выберите свою нишу

При выборе, чем именно будет заниматься ваш будущий бизнес, отталкивайтесь от трех вещей: 1) в чем вы хорошо разбираетесь, 2) что вам нравится делать, 3) на что есть спрос. На первые два вопроса ответить легко, а спрос можно определить с помощью специальных инструментов.

Wordstat.yandex.ru покажет, сколько людей интересовались данной услугой или продукцией в Интернете. Например, “косметику для собак” спрашивают в Яндексе в 10 раз чаще, чем “косметику для кошек”, поэтому лучше заниматься первым. Чем больше запросов, тем лучше.

На торговой площадке Supl.biz можно посмотреть, какие заказы не находят исполнителей. Например, есть много заказов на аренду спецтехники, но предложений на эти заказы очень мало. Вwordstat.yandex.ru также много людей интересуются спецтехникой (23 тысячи в месяц).

2. Найдите партнеров

Любой бизнес лучше начинать с 1-2 партнерами, которым вы можете доверять. Выбирайте себе таких партнеров, которые дополняют ваши компетенции. Например, если вы отлично разбираетесь в предметной области (5 лет работали со спецтехникой), то найдите партнера, который разбирается в продажах или построении бизнеса.

Если вы склонны заниматься активной деятельностью (“рубить дрова”), то выберете себе партнера который более склонен заниматься систематизацией деятельности (“складывать дрова”).

Свои отношения с партнером лучше оформить письменно, чтобы задокументировать, кто и что обязан делать, распределить зоны ответственности и доли в бизнесе. Такой документ не будет иметь особой юридической силы в Российской юрисдикции, но поможет вам избежать недопонимания и конфликтов.

3. Начните продавать, найдите эффективные и масштабируемые каналы продаж

Неправильно: сначала арендовать офис, нанять сотрудников, закупить товар или сделать собственный продукт, а потом думать, кому и как его продавать. Есть риск, что вы потратите миллионы рублей и окажется, что ваш продукт никому не нужен – вообще, или в данном регионе, или в этом году.

Правильно: имея только идею, продать ваш товар или услугу хоть кому-то. Да, это будет сложно. Да, придется обманывать людей и говорить, что у вас уже это есть и вы готовы на следующей неделе отгрузить. Да, вы запорете работу с вашим первым клиентом, придется извиняться. Но если вы продадите, не имея еще ничего, это будет означать, что спрос есть, и имеет смысл вкладывать деньги и силы в этот бизнес. А если вы никому не продадите, то можете себя поздравить с тем, что избежали больших убытков, и переходить к тестированию следующей бизнес-идеи.

Идею можно протестировать двумя способами. Первый: создайте лендинг, например, на LPGenerator или WIX это стоит меньше 1000 руб., и нагоните туда людей через соц. сети или контекстную рекламу – можно выделить рекламный бюджет в 1-5 тыс. руб.

Второй: возьмите справочник и потратьте пару дней на обзвон потенциальных клиентов. Или выберите из списка компании, которые уже интересовались вашей продукцией на торговой площадке, например,Supl.biz, и обзвоните их – им с большей вероятностью будет интересно ваше предложение. Вам также потребуется коммерческое предложение (КП) для отправки по почте. КП можно заказать у профессионалов, например, smartkp.ru, или изучите литературу по этой теме, прочитайте книгу “Эффективное коммерческое предложение” Д. Каплунова и сделайте сами.

4. Зарегистрируйте юр. лицо или ИП

Регистрируйте юр. лицо или ИП только после того, как ваш первый клиент уже готов вам отправить деньги на расчетный счет.

Подготовить документы можно за один день с помощью специальных сервисов, например, с помощьюregberry.ru и через 5 рабочих дней у вас будет оформленное юр. лицо. Кроме того, потребуется открыть счет в банке – это займет еще пару рабочих дней.

Поверьте, в бизнесе такое бывает часто: две компании уже договорились, но выставление счета и перевод денег растягивается на неделю-две. Поэтому не думайте, что вам нужно юр. лицо уже на этапе переговоров с клиентом.

Чтобы определиться, нужно вам ООО или ИП, и какая нужна система налогообложения, прочитайте статьи на эту тему в Интернете, например, на e-kontur.ru/enquiry/78 .

5. Найдите поставщиков

Чтобы быстро найти поставщиков по лучшим ценам используйте торговую площадку Supl.biz или другие подобные.

Приготовьтесь к тому, что поставщики могут вас подводить: срывать сроки, поставлять вам не то, что вы заказывали. Поэтому, закладывайте срок в два раза больше.

Всегда заключайте письменные договоры с поставщиками и проводите оплату только через расчетный счет. Люди могут вызывать у вас доверие, но лучше перестраховаться – почти каждый предприниматель сталкивался с тем, что его кидали, и только договор поможет решить проблему.

Обратите внимание на то, что часто поставщики называют одни цены, а потом оказывается, что они не включили НДС (это +18%), стоимость доставки и что-то еще. В итоге цена поставки может вырасти в два раза.

6. Посчитайте экономику

Когда вы уже поняли, по какой цене можно продавать вашу продукцию, какую сумму надо потратить на закупки, операционные расходы, – то самое время посчитать экономику – проверить, что вы работаете “в плюс”.

На первых продажах можно работать даже немного в минус, потому что издержки вы, скорее всего, сможете оптимизировать, но имейте ввиду, что всё, что может пойти не так – пойдет не так. Клиенты захотят скидку, часть людей захотят возвратить товар, стоимость привлечения покупателя окажется больше и пр.

Ваши планы по продажам надо делить на коэффициент N. Ваши расходы надо умножать на этот же коэффициент. Предприниматели в шутку называют этот коэффициент – “коэффициент мудака” – он показывает, на сколько они обычно ошибаются. Обычно N=1.5 или 2.

7. Начните вести бухгалтерию и учет

Для ведения бухгалтерии не обязательно прибегать к услугам бухгалтера, особенно, если вы выбрали ИП, а не ООО. Дешевле и удобнее использовать облачную бухгалтерию, например, “Бухгалтерия Контур” или “Моё дело”.

Если бухгалтерию мы, в основном, ведем для государства, то учет нужен прежде всего предпринимателям. На первом этапе вы можете использовать даже гугл-таблицу для учета всех расходов и поступлений. Доступ к таблице можно будет открывать вашему партнеру, чтобы оперативно видеть все операции и состояние бизнеса из любой точки мира.

8. Наймите персонал

В начале, всю работу делайте сами с партнерами. Когда вы будете работать по 12-14 часов в день, начинайте задумываться о найме персонала. Но учтите, что на первом этапе (особенно если у вас раньше не было опыта) наемные сотрудники будут создавать больше проблем, чем решать: их надо будет всему обучать, они все будут делать хуже, чем вы, за ними надо будет следить, они постоянно будут то увольняться, то уходить на больничный, им надо организовывать рабочее место и пр.

Чтобы не заниматься всеми этими проблемами, для начала можно часть работы делегировать удаленным ассистентам, например, smartfield.ru.

С ростом компании вам все же придется брать людей в штат. Для управления сотрудниками очень удобно использовать специальные системы совместной работы, например, Мегаплан.

В некоторый момент времени существования вашей компании ее успех будет полностью зависеть от людей, которые у вас работают топ-менеджерами, и большая часть вашей работы будет заключаться в поиске таких людей. Рекомендуем почитать на эту тему книгу Джека Уэлча “Мои годы в GE”.

9. Улучшайте все

Не занимайтесь оптимизацией раньше времени. Но когда у вас уже работает несколько человек и есть поток заказов – то самое время начать улучшать процессы в вашей компании, чтобы повысить доходность.

Чем лучше у вас обслуживаются входящие заявки (телефон работает, менеджеры отвечают вежливо, ни одно письмо не остается без ответа), тем выше будет конверсия из входящих заявок в продажи.

Вы можете снизить стоимость привлечения клиента (CAC), если изучите, как можно оптимизировать ваши рекламные кампании.

Продавать легче уже имеющимся клиентам, поэтому работайте над тем, чтобы продавать каждому клиенту как можно больше, как можно чаще и как можно дольше. Сумма вашего дохода от одного клиента за всю его жизнь называется lifetime value (LTV) – увеличивайте его. Как это сделать можете узнать в книге “Клиенты на всю жизнь” Карла Сьюэлла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий